Как выбрать безопасную трассу для катания на сноуборде и горных лыжах
Вы решили попробовать себя в экстремальном спорте. Купили подходящую одежду, собрали полное снаряжение и уже готовы идти кататься. Однако перед тем, как подняться на гору, вам еще нужно выбрать подходящую трассу — чтобы снизить риск получения травмы во время спуска. Как понять, что склон подходит для катания, и что предпринять, если вы неудачно упали и получили травму — рассказываем в статье.
Какими должны быть трассы для катания
Теоретически, съехать можно с любого склона. Главное, чтобы снег под ногами был утрамбован, спортсмену хватало места для маневров, а на его пути не было никаких препятствий. Однако на практике не все так просто.
Далеко не все трассы подходят для катания — лучше выбирать специализированные
Дело в том, что горные лыжи и сноуборд предназначены для максимально ровного снега. В рыхлом покрытии они будут проваливаться и усложнять спуск, а на кочках и буграх могут сломаться. На «диких» склонах эти дефекты никто не устраняет, поэтому съезжать с горы вы будете на свой страх и риск. То же касается и выката — прямого участка в конце склона, позволяющего спокойно и аккуратно остановиться без помех.
Необорудованные трассы чаще всего заканчиваются стихийными впадинами и трамплинами, поэтому безопасно затормозить не получится.
Кроме того, спуски на «диких» склонах не разделены на тюбинговые и горнолыжные — это значит, что кататься на сноуборде и санях все будут на одной трассе, а это сильно повышает риск получения травмы. И так как место не оборудовано, до ближайшего медпункта может быть далеко.
О стандартах горнолыжных трасс
Безопасность катания зависит от крутизны склона, плотности снежного покрытия, освещения, маркировки сложности трассы и других параметров. Полный список этих нормативов прописан в государственных требованиях к деятельности горнолыжных спусков и должен строго соблюдаться владельцами соответствующих комплексов и курортов. Исключение — трассы для фрирайда, свободного катания на «диких» участках горы.
На российских и зарубежных курортах для фрирайда отводится отдельная территория, за пределами подготовленных спусков. Она помечается предупреждающим знаком, что в этой зоне посетители катаются на свой страх и риск
Уровни сложности лыжных трасс
Первое, что нужно знать перед выбором горнолыжного спуска, — цветовую маркировку. Она обозначает уровень сложности, зависящий от мастерства спортсменов.
Международное общепринятое обозначение
- «Зеленые» трассы — самые простые, предназначены для новичков. У таких спусков повороты спроектированы плавно, нет уклонов, противоположных друг другу по направлению, и резких перепадов высоты. Это длинные прямые участки снежного пути с выкатом в конце.
- «Синие» трассы — вторые по уровню сложности. С затяжными поворотами, плавной сменой высоты, меньшим количеством долгих прямых участков и контруклонами — насыпью на внешнем радиусе поворота, который можно проходить почти на полном ходу. Длина выката в конце такого склона — не менее 30 метров, а сама трасса должна просматриваться как минимум на 60 метров вперед.
- «Красные» трассы — отличаются от «зеленых» и «синих» появлением заметных перепадов высоты и участков, где наклон резко меняется на противоположный. Там, где трасса поворачивает влево, уклон может быть в обратную сторону — вправо, и наоборот. Такие участки называют уклонами под снос. Под выкат в конце трассы отводится минимум 50 метров.
- «Черные» трассы — сложнейшие в международной классификации. На них есть снижения и подъемы абсолютно любого уровня, участки различной кривизны, уклоны под снос и боковые контруклоны. По сути, на черных трассах собраны самые сложные элементы, поэтому спуск должен быть широким — от 40 метров. Сужение (максимум до 20 метров) допускается только на прямых отрезках, которые должны просматриваться минимум на 120 метров вдаль. Для безопасной остановки в конце склона нужно не менее 80 метров выката.
Если классификация трасс на территории курорта чем-то отличается от общепринятой, эта информация будет указана в описании горнолыжного комплекса
Крутизна склонов
Безопасность катания зависит не только от количества поворотов. Чем круче спуск, тем больше мастерства нужно будет проявить, поэтому допустимый угол наклона тоже влияет на степень сложности и учитывается в классификации.
Каждому уровню сложности соответствует свой угол наклона трассы. Наиболее рискованными считаются трассы с уклоном от 35°
Разметка лыжных трасс
На оборудованных склонах всегда устанавливаются сигнальные диски. На них обозначены следующие данные о трассе:
- название;
- порядковый номер;
- к какой станции подъемника ведет трасса;
- сложность спуска — цвет диска идентичен уровню сложности.
Сигнальные диски устанавливаются по всей длине склона, начиная с самого верха
Кроме сигнальных дисков на трассах могут размещаться вехи (шесты, указывающие на местности путь или границу участка), указатели, щиты направлений, запрещающие и предупреждающие знаки. Об опасности на трассе сигнализирует черно-желтая расцветка: вехи или сетки, которыми ограждают и перекрывают рискованный участок. Если предупреждение должно быть максимально заметным с большого расстояния, используются сетки-транспаранты.
Там, где движение лыжников допускается, но с максимальной осторожностью, размещают треугольники опасности
Смысл разметки — наглядно показать, какие участки благоприятны, какие опасны, а где нужно повышенное внимание. Знаки — это навигация, правила катания на лыжах и поведения в определенных зонах: на трассах и на территории всего комплекса.
Все описанные правила не распространяются на зоны для фрирайда. На диких спусках, которые не проверяются и не контролируются, разметки нет, а опасные участки обнаруживаются уже по факту.
Качество снежного покрытия
Для хорошо подготовленной трассы недостаточно только высокого уровня снега, позволяющего комфортно кататься (минимум 40–50 сантиметров). Снежное покрытие еще должно быть ровным и плотным, особенно на «зеленых» и «синих» трассах — так начинающим спортсменам легче отрабатывать правильную технику.
Как определить состояние снежного покрытия
- Хорошее покрытие — это слой снега на твердом грунте, равномерно уплотненный ратраком (снегоуплотнительной машиной) по всей длине. Полос обнаженной земли, выбоин, кочек и жестких снежных комков на такой трассе быть не должно. Допускаются небольшие обледеневшие участки, но не более 10% от площади всего спуска.
- Покрытие, не обработанное ратраком, считается некачественным. Из-за неравномерной плотности снег на таком склоне проседает и сбивается в комки, поэтому на трассе образуются впадины и бугры. Опасными также считаются склоны, где мало снега и много льда — обледенелые на треть и больше.
- Промежуточный вариант — трасса среднего качества, обработанная ратраком, но частично обледеневшая (меньше, чем на треть). На ней могут быть единичные ямы и выбоины, сырой снег или обнаженные участки — до 10% трассы. Катание по таким склонам допустимо, но удовольствия от него немного, так как почти все силы уйдут на то, чтобы отслеживать сомнительные участки и объезжать их.
В горнолыжных комплексах состояние трасс контролируется ежедневно: каждое утро специалисты проверяют качество покрытия склонов и убеждаются в отсутствии природных угроз (схода лавин). По вечерам спуски освобождают от знаков, сетей и вех, чтобы ночью заново выровнять покрытие ратраком
В плохую погоду оборудованные трассы закрываются — например, в метель, дождь или сильный ветер. На «диких» склонах можно кататься в любых условиях, но риск несчастных случаев на них сильно возрастает. Лучший способ избежать травм — отложить катание, если из-за погоды ухудшилась видимость, обледенел склон или появился сильный ветер, который может спровоцировать вылет спортсмена с траектории во время поворота.
Если вы получили травму
Даже если вы уже умеете стоять на лыжах или сноуборде и выбрали трассу согласно своему уровню подготовки, травмы все равно возможны — это экстремальный спорт. Важно не только уметь разобраться в степени повреждения, но и знать, как сгладить его последствия.
Признаки серьезного повреждения
- сильная нарастающая боль;
- невозможность подняться после падения или пошевелить поврежденной частью тела;
- гематома (скопление крови под кожей) или быстро нарастающий отек мягких тканей, который может привести к изменению формы сустава и конечности.
Даже при одном из этих симптомов нужен срочный осмотр врача. Выжидательная тактика (наблюдение) допустима только при умеренных и быстро спадающих отеках и боли. Это симптомы легких ушибов и растяжений — самых частых случайных травм.
Что делать при ушибах
При ушибах повреждаются мягкие ткани и расположенные в них сосуды. Под кожей появляется сине-фиолетовая гематома — скопление крови. Поврежденные ткани опухают. В зависимости от силы удара отек может сохраняться и болеть несколько дней, затем постепенно спадает.
Сине-багровая гематома рассасывается в течение 1–2 недель, в зависимости от ее величины. В первые 2–3 дня после удара нельзя делать согревающие процедуры, а к месту ушиба нужно прикладывать лед: на 30–60 минут, с перерывами в 1–2 часа.
Чтобы уменьшить отек и снять боль в зоне травмы, можно также использовать местные нестероидные противовоспалительные средства — например, локально нанести крем Аэртал® на основе ацеклофенака
* Ацеклофенак — негормональный препарат, снимающий воспаление и боль при отеках
Что делать при растяжениях
Неприятные ощущения, возникающие в определенном положении — например, наклоне, — это главный признак растяжения. Чаще всего такая травма случается при грубых внезапных рывках или если подвернулась нога.
При растяжениях в мышечной ткани возникают микроразрывы, и во время движения поврежденная мышца начинает болеть. Если ограничить нагрузку, легкое растяжение проходит за 2–3 дня, а серьезное — в пределах недели.
Первая помощь в этом случае оказывается так же, как при ушибах: холодные компрессы в первые 2–3 суток и наружные нестероидные противовоспалительные препараты, одобренные врачом.
Они легко купируют боль: для этого в креме Аэртал® действующее вещество измельчают до микрочастиц — так ацеклофенак легче поступает в очаг воспаления. А эмульсионный воск и жидкий парафин в составе позволяют крему дольше удерживаться на месте нанесения, не пачкая одежду.